Ориентация на экспорт как способ пережить кризис для производителей фанеры

Изделия из дерева 3 февраля 2015
Автор статьи: Юлия Яцина

Ориентация на экспорт как способ пережить кризис для предприятий по производству фанеры

В сложных условиях, которые переживает в настоящее время российская экономика, можно ожидать падение производственных показателей в основных отраслях, в том числе и в производстве фанеры. Однако основные лидеры российского рынка фанеры ориентированы в своей деятельности, прежде всего, на экспортные поставки, и падение спроса на внутреннем рынке не должно оказать существенного негативного влияния на развитие этой отрасли.

В настоящее время безусловным лидером на российском рынке фанеры является холдинг "СВЕЗА". В своем составе данная компания объединяет следующие предприятия: ОАО "Фанплит", ООО "Пермский фанерный комбинат", ОАО "Фанком", ОАО "ВУ ФК Новатор", ОАО "УИФК"

Эксперты компании "СВЕЗА" еще в начале 2014 года высказывали определенные опасения, связанные с дальнейшим развитием отрасли. Дело в том, что основную статью расходов при производстве фанеры составляет сырье. Тенденцией, проявившейся в 2014 году, стало увеличение закупочных цен на сырье при общем снижении его качества. Кроме того, авария на заводе "Омсккаучук", который является одним из крупных поставщиков фенольной и фенол-формальдегидной смол для изготовления клея, который используется при производстве фанеры, вынудил холдинг "СВЕЗА" искать новых поставщиков этого компонента и в ряде случаев соглашаться на не самые выгодные для себя цены.

В начале 2015 года стало очевидно, что в связи с кризисными явлениями в российской экономике можно ожидать падение спроса на фанеру на внутреннем рынке. Подобная ситуация уже наблюдалась в 2009 году как результат кризиса 2008 года: произошло падение объемов промышленного и жилого строительства, а также производства мебели, что привело к спаду производства фанеры на 18,7%. Еще одним негативным фактором, который препятствует поставкам отечественных предприятий на внутренний рынок, является конкуренция с низкокачественной китайской продукцией, которая выигрывает у фанеры российского производства благодаря своей низкой стоимости.

Однако предприятия по производству фанеры могут похвастаться значительным экспортным потенциалом, который, как многие надеются, поможет отечественным компания удержать производственные показатели. В 2009 году показатели экспорта удалось сохранить на уровне 2008 года, несмотря на мировой финансовый кризис. Ожидается, что аналочная ситуация будет иметь место и в 2015 году. Согласно данным маркетингового исследования, проведенного компанией IndexBox, по состоянию на 2013 год доля экспорта в объеме российского производства фанеры составила 54%, а за период с января по май 2014 год аналогичный показатель составил 57,7%. Девальвация рубля должна способствовать дальнейшему росту экспортных поставок на российском рынке фанеры.

Политическая ситуация в мире не оказывает значительного влияния на планы предприятий, являющихся лидерами отрасли, по наращиванию объемов экспорта. Так, напряженность в отношениях между Россией и США не мешает холдингу "СВЕЗА" строить планы по дальнейшему освоению американского рынка.