Рынок чулочно-носочных изделий в России: Объем производства продолжает сокращаться
Одежда, обувь и аксессуары 25 мая 2016Помесячная динамика производства чулочно-носочных изделий в 2015 году не имеет однозначного тренда, а незначительный прирост по итогам февраля-марта 2016 года не дает уверенности в том, что производство будет расти и дальше.
Российские предприятия показывают неустойчивую разнонаправленную динамику производства чулочно-носочных изделий на протяжении последних 12 месяцев. Согласно исследованию рынка чулочно-носочных изделий, индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 7 месяцев из 12. Объем производства чулочно-носочных изделий в апреле 2016 года в натуральном выражении сократился на 26% г/г.
Совокупное падение производства за 2015 год составило 4% г/г. По оценкам специалистов Indexbox, процесс импортозамещения в легкой промышленности не имеет предпосылок, так как производство одежды в РФ лишено сырьевой базы. Ранее сырье поставлялось из стран Средней Азии, но в настоящий момент эта производительная цепочка разорвалась. За 1990-е гг. узбекские производители хлопка переориентировались на рынки Китая и Турции. Кроме того, у среднеазиатских стран появилось собственное текстильное производство, которое составляет конкуренцию отечественному.
Динамика производства чулочно-носочных изделий в России
Производство чулочно-носочных изделий по товарным категориям
В струтуре рынка основной объем по-прежнему приходится на Изделия трикотажные чулочно-носочные женские: в 1 кв. 2016 г. было произведено 11,4 млн. пар, что составляет 52% от совокупного объема производства в натуральном выражении. На втором месте находятся мужские чулочно-носочные изделия с долей 27% в 1 кв. 2016 года, и на третьем месте детские чулочно-носочные изделия с долей 21%. Стоит отметить устойчивый спрос на чулочно-носочные изделия со стороны населения. Вместе с тем, структура потребления во многом формируется за счет импорта и несколько отличается от структуры производства.
В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ООО "ТТО "КЛИНВОЛОКНО" из Московской области, ОАО "ГАММА" из Орловской области, ЗАО "СМОЛЕНСКАЯ ЧУЛОЧНАЯ ФАБРИКА" из Смоленской области. А также ООО "ТВЕРСКАЯ ЧУЛОЧНО-НОСОЧНАЯ ФАБРИКА" из Твери и АО "БОРИСОГЛЕБСКИЙ ТРИКОТАЖ" из Воронежской области. Данные предприятия являются производителями и, соответственно, важнейшими поставщиками чулочно-носочных изделий.
Рынок чулочно-носочных изделий в России: география производства
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 54,2 млн. пар чулочно-носочных изделий, что составляет 52% от совокупного объема. На втором месте с долей 28% находится Северо-Западный федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ с долей 17%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 97% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, в то время как в 4 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 94%.
По мнению экспертов МЭР и Минпромторга, российское производство изделий из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна) практически не имеет прочной базы для восстановления, то есть потеря потенциала отрасли произошла безвозвратно. В настоящее время на уровне Правительства в качестве приоритетного рассматривается вариант переориентации отечественного легпрома на синтетическое сырье с синтетическими тканями и изделиями из них в качестве перспективной специализации.
Традиционная легкая промышленность (производство натуральных тканей и одежды из них, трикотажа, обуви) в среднесрочной перспективе сохранится в России настолько, насколько окажется конкурентоспособной в условиях открытости границ и высокой стоимости сырья.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок чулочно-носочных изделий