Рынок сливочного масла в России: По итогам 1 полугодия 2016 рост производства сменился падением
Масложировая продукция, яйца 19 июля 2016Фото: © HandmadePictures / Bigstockphoto
Основным фактором развития на рынке сливочного масла в 2014-2015 гг. было продовольственное эмбарго, подтолкнувшее отечественную отрасль к развитию. Однако, снижение производственных показателей в 2016 году отражает накопившиеся проблемы с сырьем и спросом на продукцию.
Тренды рынка сливочного масла
Начиная со второй половины 2015 года, российские предприятия показывали устойчивую понижательную динамику производства сливочного масла. Тенденция была прервана лишь в декабре приростом на 13% относительно предыдущего месяца - ноября. По результатам анализа рынка сливочного масла, проведенного аналитиками Индексбокс Маркетинг, 2016 год вновь начался с падения - и объемы производства сливочного масла достигли минимального значения за последние 2 года. Однако, в течение последующего периода, вплоть до июня 2016 года, динамика производства была положительной. Несмотря на восстановительные темпы роста, совокупное падение объемов производства за первую половину 2016 года составило 4% г/г.
Сокращение объемов производства сливочного масла вызвано уменьшением спроса со стороны населения. По данным Росстата, в первом полугодии 2016 года реальные доходы населения сократились на 5% г/г. В условиях сокращения покупательной способности, население стремится оптимизировать свои расходы, в том числе и на покупку продуктов питания. Так, выбор все чаще совершается в пользу более доступных по цене аналогов сливочного масла - спредов и маргаринов, показывающих стабильный рост объемов производства. Если ранее производители спредов акцентировали внимание потребителей на полезные качества своей продукции, то сейчас доминирующим преимуществом стала их цена.
И если в 2015 году, когда расходы потребителей так же сокращались, поддерживающим фактором для отечественных производителей был запрет на ввоз импортного сливочного масла из ряда стран, то в 2016 году эффект от продовольственного эмбарго сошел на нет. Доля импорта на рынке сливочного масла сократилась с 34% в 2014 году до 26% в 2015 году за счет ухода с рынка таких поставщиков, как Австралия, Финляндия и Франция. Однако, в данный момент растет спрос на доступное сливочное масло белорусского производства, поэтому объем импорта в целом также растет.
Несмотря на полученные привилегии из-за продовольственного эмбарго, российские производители сливочного масла не могут показать устойчивое развитие, что во многом связано с масштабными технико-сырьевыми проблемами в отрасли. Более того, все чаще Роспотребнадзором выявляются случаи недобросовестной работы, когда сливочное масло производителей не соответствует техническому регламенту. Среди последних выявленных: ООО «Воронежросагро» (Воронежская область), ООО «Параллель» (Московская область), ИП Нуртазаев (Астраханская область), ООО «Рыбновский молочный завод» (Рязанская область). По данным представителей «Союзмолоко», сливочное масло относится к наиболее подверженной фальсификату продукции молочной отрасли, где процент некачественной продукции может достигать до 20%.
Динамика производства сливочного масла в России
Среди причин, подталкивающих производителей к нарушению технологического процесса - дефицит качественного и доступного сырья, повышение себестоимости производства сливочного масла из-за роста тарифов. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании Индексбокс, на протяжении последних лет цены на продукцию стабильно растут, что заметно на динамике производства в стоимостном выражении. Так, за январь-июнь 2016 года объем производства сливочного масла в стоимостном выражении оказался аналогичным предыдущему году, в то время как динамика в натуральном выражении показывает снижение.
Объем производства сливочного масла в России
Среди товарных категорий основной объем приходится на масло сладко-сливочное с массовой долей жира от 50% до 79%: во 2 кв. 2016 г. было произведено 59,2 тыс. тонн, что составляет 84% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Отсутствие структурных изменений на рынке сливочного масла по товарным категориям обусловлены устойчивым спросом со стороны потребителей.
Рынок сливочного масла в России: география производства
Основные производители сливочного масла в России
Производством сливочного масла в России занимаются десятки предприятий, расположенные практически во всех субъектах, имеющих сырьевую базу и центры потребления. Региональные производители занимают крупную долю на внутреннем рынке. В лидерах рынка сливочного масла: ОАО МСЗ "Кошкинский" (Самарская область), ООО "МОЛПРОМ" (г. Москва), ООО "Курское молоко" (Курская область), ОАО "Шебекинский маслозавод" (Белгородская область), ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" (Московская область), и др.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 2 кв. 2016 года там было произведено 22,4 тыс. тонн сливочного масла, что составляет 32% от совокупного объема. На втором месте с долей 25% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 18%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 75% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года.
Рынок сливочного масла в России: география производства
В среднесрочной перспективе влияние на развитие отрасли будут оказывать восстановительные процессы в экономике, которые приведут к росту инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживлению потребительского спроса. Кроме того, совокупность мероприятий по развитию агропромышленного комплекса, реализуемых Правительством Российской Федерации в последние годы, будут способствовать интенсификации производства, улучшению количественных и качественных показателей отрасли, что, в свою очередь, отразится на конкурентоспособности продукции для обеспечения населения качественной линейкой продовольственных товаров и будет способствовать выходу отечественной продукции на зарубежные рынки сбыта.
Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок сливочного масла
Исследование потребителей сливочного масла. Покупательское поведение и предпочтения