Любимый продукт государственных кладовых Продукты быстрого приготовления 7 марта 2012


Автор: Д. Горячкин

Производители мясных консервов переживают не лучшие времена. Объем продаж этой продукции постоянно падает. Если в 2006 г. в России было продано 264 000 т мясной продукции, то в 2010-м, по данным специалистов аналитического агентства IndexBox, — 205 000 т. Но рынок мясных консервов один из немногих, где государство выступает в роли крупнейшего покупателя. Стабильные госзакупки тушенки ежегодно осуществляют Минобороны, МЧС и МВД России. Крупные госконтракты помогли заводам-изготовителям в кризисные времена, помогут и в будущем.

Государство нам поможет, считают производители

Как ни странно, развитию рынка мешают растущие доходы населения, переориентация на более дорогие мясные продукты, такие, как колбасы, копчености, мясная продукция и полуфабрикаты, считает ведущий научный сотрудник Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР») Марина Кузьмичева. «Мясные консервы, за исключением паштетной группы, относятся к товарам экономкласса. С ростом благосостояния люди стали предпочитать другие мясные товары», — отмечает она. Однако в силу того, что крупнейший потребитель консервированного мяса — государство, падение спроса на тушенку имеет предел и зависит лишь от колебания спроса со стороны частных покупателей.

Действительно, в России тушенку покупают в тяжелые времена. Она образует так называемый неприкосновенный запас.

Пик производства в последнее пятилетие пришелся на 2009 г., когда население, испугавшись финансового кризиса, начало массово закупать тушенку. Наметившиеся в 2010 г. улучшения в экономике показали, что покупатели всегда готовы отказаться от стратегического запаса в пользу более изысканных продуктов.

В последние годы изменились вкусовые предпочтения. Если раньше говяжья тушенка была общепризнанным лидером и на ее продажи в 2008 г. приходилось до 63% общего объема продаж, то к 2010 г. уровень ее производства сократился на 17,2%.

В то же время наиболее активно развиваются сегменты мясо-растительных и сало-бобовых консервов. Паштетная группа демонстрирует хорошие показатели роста. Но, по мнению М. Кузьмичевой, динамичный рост объемов производства мясо-растительных консервов и паштетов middle- и premium-класса не может компенсировать производителям потери от снижения общего уровня продаж.

Чтобы остановить сокращение объема розничных продаж, изготовители увеличивают ассортимент выпускаемой продукции. Особенно это касается региональных производителей, у которых есть возможность использовать в производстве такие экзотические виды сырья, как оленину, лосятину или кабанину. Все большей популярностью у населения, особенно у жителей больших городов, пользуются готовые консервированные мясные блюда. Рост их популярности можно объяснить напряженным ритмом жизни российских мегаполисов.

Тем не менее, главную причину М. Кузьмичева видит в снижении качества выпускаемой продукции. Мясные консервы, поступающие в розничную торговлю, выпускаются в соответствии с ГОСТом или ТУ. Консервов, выпущенных по ГОСТу, ежегодно производится на 15—20% меньше, чем консервов, соответствующих ТУ. Это связано с тем, что продукция, произведенная по ТУ, не требует обязательной сертификации и ее качество, как правило, ниже качества аналогичных товаров, произведенных в соответствии с ГОСТом. К тому же разница в цене между товарами, выработанными по ГОСТу, и товарами, произведенными по ТУ, примерно 48,6%. Тушенка все чаще оказывается на столе малообеспеченных граждан, для которых такая разница в цене принципиальна. И неудивительно, что полки отечественных магазинов заставлены железными банками с продуктом, напоминающим по вкусу что угодно, только не мясо.

Примечательно, что к российским производителям проявляют интерес иностранные компании, желающие работать на нашем рынке мясных консервов. «98% сырья — это импорт. Отечественным сырьем нас пока обеспечить не могут в требуемых объемах, поэтому вся наша отрасль работает на импорте», — говорит Алексей Лихтер, директор Елинского мясокомбината.

Государство покупает по ГОСТу

Что касается госзаказов, вся поставляемая государству продукция должна на 100% cоответствовать ГОСТу. По данным ИТКОР, в государственный сектор крупнейшие российские производители отправляют от 5 до 100% собственного объема произведенных мясных консервов. «Крупнейшими поставщиками мясных консервов в корпоративный сектор является ряд российских мясоперерабатывающих комбинатов», — отмечает М. Кузьмичева.

«Продресурсы» и Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс поставляют в корпоративный сектор весь объем произведенных мясных консервов, Нарофоминский и Борисоглебский мясокомбинаты — 70%, Ставропольский — 60, «Бурятмяспром» — 50, «Главпродукт» и «Гипар» — по 40% объема выпуска мясных консервов. В натуральных показателях крупнейшими поставщиками в корпоративный сектор мясоконсервной продукции признаются «Бурятмяспром», Борисоглебский МПК, «Главпродукт», Ставропольский МКЗ, «Продресурсы» и Серпуховский МПК. По истечении определенного срока хранения мясных консервов корпоративный сектор реализует неиспользованную часть продукции через оптовые компании.

По сообщению М. Кузьмичевой, наиболее полно ассортимент мясной консервной продукции представлен в Москве. Если судить по темпам роста в этом регионе, то можно сделать вывод, что рынок Москвы и Московской области уже сформирован и близок к насыщению. Рынок мясных консервов в столичном регионе в 2010 г. составлял 2—5% в стоимостном исчислении. При этом доля региона в общем выпуске мясных консервов — 11%.

Большинство мясных консервов, предлагаемых столичному покупателю, изготовлено региональными производителями. Лидером продаж Московского региона считается продукция компании «Главпродукт» с 16% рынка. Второе место с долей 12% занимает продукция Калининградского мясоперерабатывающего завода. Замыкает тройку лидеров комбинат «Березовский» — 10%. Суммарная тройка лидеров на столичном рынке — 38%. Так что можно говорить о процессе консолидации столичного рынка, ведь доля оставшихся игроков колеблется от 4 до 8%. Около 30% продукции, представленной на московских прилавках, соответствует ГОСТу. В основном это говяжья тушенка, за ней следует консервированная свинина — 10%. Остальные виды консервированной продукции, представляющие собой продукты из мяса птицы, мясо-растительные консервы, безбелковые консервы из говядины, занимают от 6 до 8%. Низкой популярностью пользуются консервы из свинины с добавлением растительного белка. На них приходится около 4%. Эту продукцию потребители относят к нездоровой пище. Оставшаяся часть приходится на готовые консервированные мясные блюда, консервированные субпродукты, такие, как печень, сердце, язык. Небольшим, но устойчивым спросом пользуются экзотические консервы — консервированная конина, оленина или баранина.

По мнению М. Кузьмичевой, наиболее динамичными сегментами, представленными на рынке мясной кулинарии, являются паштетная группа и продукция из мяса птицы. Рост популярности этих видов продуктов обусловлен, прежде всего стремлением потребителей разнообразить свой рацион.

По оценкам аналитиков рынка, торговая марка «Главпродукт» заняла 21% российского рынка паштетов по итогам 2011 г., продукция компании Hame — 14, Микояновского ПМК — 9, Черкизовского ПМК — 7 и компании «Гурман» — 4%.

                                       доли компаний в российском производстве мясных консервов

Детские консервы прибавляют в весе

Еще одним динамично развивающимся сегментом отрасли являются консервы для детей. По данным М. Кузьмичевой, показатель объема рынка детского питания в 2010 г. находился в пределах от 300 до 400 млн долл. Сегодня у этого рынка большой потенциал для развития. Его ежегодный прирост в России составляет 15—20%.

Основной критерий качества при выборе мясных консервов для любимых чад — их состав. 83% потребителей обращают внимание на отсутствие в продукте консервантов и красителей, 80 — на неаллергентность, 73% — на количество витаминов и минеральных веществ. Вкусовыми предпочтениями ребенка руководствовались 72% опрошенных покупателей. Отсутствие генетически измененных ингредиентов волнует 51,7% респондентов.

В настоящее время на прилавках российских магазинов представлено свыше 40 видов детских мясных консервов. 30% покупок приходится на супермаркеты, мини-маркеты и магазины смешанного типа, 70% — на специализированные детские магазины.

Основным производителем детских мясных консервов является крупнейшее предприятие Краснодарского края по производству детских мясных консервов — Тихорецкий мясоперерабатывающий комбинат. Он выпускает 100 000 условных банок мясных консервов для детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

Второй по величине завод — «Старорусский мясной двор» (Новгородская область). Он производит свыше 100 наименований готовых (первых и вторых) блюд, мясных паштетов, консервов для детского питания.

М. Кузьмичева отмечает, что отечественный потребитель с каждым годом все больше доверяет российским производителям, предлагающим продукцию высокого качества по доступной цене. Подобная лояльность позволяет с оптимизмом смотреть на данный сегмент рынка.

 

 


к аналитике и публикациям

Рекомендации

Исследование спроса и потребителей на российском рынке салатов, закусок и суши. Выборка из online панели - Влияние COVID-19

169 900 руб.

Рынок продуктов из картофеля. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок продуктов из картофеля. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок замороженной пиццы. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок замороженной пиццы. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Исследование спроса и потребителей. Российский рынок блюд из теста и сэндвичей. Выборка из online панели - Влияние COVID-19 Исследование спроса и потребителей. Российский рынок блюд из теста и сэндвичей. Выборка из online панели - Влияние COVID-19

169 900 руб.

Исследование спроса и потребителей. Российский рынок вторых блюд. Выборка из online панели - Влияние COVID-19 Исследование спроса и потребителей. Российский рынок вторых блюд. Выборка из online панели - Влияние COVID-19

169 900 руб.

Исследование потребителей сухих завтраков. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19 Исследование потребителей сухих завтраков. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19

295 000 руб.

Исследование потребителей замороженного теста. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19 Исследование потребителей замороженного теста. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19

295 000 руб.

Исследование потребителей замороженной пиццы. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19 Исследование потребителей замороженной пиццы. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19

295 000 руб.

Исследование потребителей замороженных блинчиков. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19 Исследование потребителей замороженных блинчиков. Покупательское поведение и предпочтения - Влияние COVID-19

295 000 руб.

Рынок сухих завтраков. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок сухих завтраков. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.