Российское кино – куда потратить деньги?

Образование, культура и искусство 22 мая 2013

Буквально накануне открытия 66-го Каннского кинофестиваля было заявлено о прекращении деятельности Международного департамента Фонда кино. Приоритетной задачей подразделения, просуществовавшего менее двух лет, являлось продвижение российских фильмов за рубежом и развитие совместного кинопроизводства России и других стран. 

Остаются ли шансы у российского кино быть представленным иностранному зрителю? Кто должен помочь российской киноиндустрии и надо ли помогать вообще?

Напомним, что Федеральный Фонд Кино, государственная организация, созданная в 1994 году для проведения социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В сфере кинопроизводства Россия остается приверженцем европейского (французского) подхода, при котором государство является одним из ключевых инвесторов, в противовес американской традиции, где финансирование осуществляется исключительно за счет частного капитала. 

Принято думать, что наличие системы господдержки в большей степени способствует развитию кино как искусства и дает возможность пробиться молодым авторам. В этом случае художнику предоставляется больше творческой свободы, нежели тогда, когда ему необходимо думать в первую очередь о финансовом результате. Иными словами высокое кино, если и возможно, то только в Европе, а Америка делает продукт, ориентированный только на кассу. В целом да, хотя в этом правиле предостаточно исключений. Это американское арт-хаусное кино, свободно снимающееся на гранты и частные пожертвования и жесткие обязательства, которые имеют европейские производители перед государством, выдающим финансирование. Объединяет их одно обстоятельство - успешное кино всегда стремиться выйти за пределы локального кинорынка, надо ему в этом только помочь. По оценкам президента "CTC Media" Александра Роднянского ежегодные доходы от продаж прав французских картин в другие страны исчисляются сотнями миллионов долларов. Поддерживает и отстаивает их права французских кинематографистов государственная компания UniFrance, ежегодный бюджет которой складывается из отчислений от зарубежного проката и достигает 500 млн. долларов.

Позиция России, как обычно, находится посередине, да притом, еще и перевернута с ног на голову. Так получается, что мы снимаем кино, направленное на очень массовый вкус, с привлечением государственных невозвратных средств (фильмы, получившие господдержку, должны возвращать в бюджет лишь 5% своего дохода), которое не окупается в российском прокате и редко попадает за рубеж. 

В 2010-2012 году Фонду было выделено 16,4 миллиарда бюджетных рублей. В 2012 году прокате из 60 российских фильмов окупилось не более 5. Зарубежный прокат принес нашей стране около 320 миллионов рублей. По результатам проверки счетной палаты в конце прошлого года его деятельность признана неэффективной.

Оказалось, что основная проблема заключается не в том, где найти средства, а в том, грамотно их потратить? В виду отсутствия конкретного ответа на этот вопрос Фонд слегка лихорадит. Задачи ежегодно изменяются с одной на диаметрально противоположную. Генеральных направлений два: поддерживать производство кино или поддерживать его продвижение и прокат. 

Так на волне энтузиазма и фестивальных побед в конце 2010 года с оглядкой на UniFrance в Фонде кино был создан Международный департамент. Менее чем за два года достигнут ряд соглашений, включая создание киноакадемий вместе с Германией, Францией и Италией, фонд копродукции с Германией, и партнерство с Marche du cinema, организовавшей международный кинорынок Red Square Screenings. Отдача от международного проката оказалась более скромной, однако, очевидно, она не могла быть иной. Поддержка продвижения российского кино за рубежом предполагает системную работу на протяжении длительного периода времени. Деятельность того же UniFrance, работающего с 1949 года, предполагает не только переговорную активность и заключение контрактов, но и активную работу с прессой, организацию регулярных выездов журналистов разных стран во Францию для представления новых кинопродуктов, поддержку в организации встреч с создателями фильмов и актерами, организацию промо-мероприятий. Иными словами объединение делает все, чтобы местному прокатчику было удобно и легко с такой продукцией работать. 

В России решили действовать кардинально и отказаться от зарубежного направления. Теперь все усилия будут сосредоточены на национальном прокате. Российское кино может попасть за рубеж теперь только за счет интересов частных компаний. Очевидно, что решение было принято под влиянием результатов проверки. Однако также очевидно, что через год и эта стратегия будет пересмотрена. 

Эксперты от кино полагают, что успешная деятельность, направленная на поддержку сферы кино не может быть фрагментарной и однобокой. Невозможно поддерживать только образование, осознавая, что выпускники не смогут быть трудоустроены. Так же, как и некорректно поддерживать прокат, если кинопродукт того не заслуживает. Образование, подготовительная работа, кинопроизводство, постпродакшн, продвижение - суть звенья одной цепи, где результат продвижения одной картины является базисом для начала подготовительной работы на следующей. Это непрерывная модель, в которой приоритетно каждое из составляющих.