Наибольший прирост рынка за последние годы был отмечен в 2011 году,
когда наиболее активно шло оживление строительной сферы после кризиса
2009 года. В 2012-2013 гг. темпы роста рынка снижаются, что связано с
инвестиционной паузой в строительстве.
Наибольший спрос на данную категорию предъявляют строительные
организации, однако в начале 2014 года объем заказов с их стороны
заметно сократился.
Объем производства санитарно-керамических изделий в 2013 г. составил 13,1 млн. шт., что на 4,6% превышает показатель 2012 г.
Данный сегмент (санитарно-керамических изделий), как и рынок
сантехники в целом, показывает достаточно высокие темпы роста
относительно обрабатывающей промышленности в целом. Это связано, в
первую очередь, с расширением кредитования и опережающими темпами роста
потребительских расходов (по сравнению с реальными доходами),
переключением потребительского спроса на сегмент «эконом», в котором
работает большинство российских производителей.
Кроме того, 2013 год был отмечен высокими темпами ввода жилых
помещений, где строительные организации устанавливают санкерамику именно
сегмента «эконом».
Начало 2014 года было отмечено снижением объемов производства изделий
из керамики на 10% относительно января-февраля 2013 г. Такое падение
связано, в первую очередь, со снижением объема строительных работ на
5,5% и, соответственно, снижением спроса со стороны строительных
организаций.
Предприятия по производству санфаянса расположены во всех федеральных
округах, кроме Северо-Кавказского и Дальневосточного, потребности
которых обеспечиваются внутренними поставками, а также импортом.
Лидерами в производстве являются Центральный и Приволжский
федеральные округа, где расположены одни из самых крупных заводов: Roca
Group, Cersanit, ЗАО «Кировская керамика» и ООО «Самарский стройфарфор».
Совокупная доля этих округов составляет более 85%, причем ежегодно она
увеличивает (в 2010 году данный показатель был на уровне 78%).
Санитарно-керамичесские изделия представлены следующими видами:
унитаз, бачок, умывальник (подавляющее большинство производителей и
поставщиков санфаянса именуют раковину «умывальник»), биде, писсуар,
поддоны и др. В 2013 году в России подобных изделий было произведено
13,1 млн. ед. и порядка 3,8 млн. изделий было импортировано.
В структуре производства преобладают три основные категории
санкерамических изделий: бачки смывные, унитазы и умывальники. На такую
продукцию, как писсуары, биде и другая санитарная керамика приходится
примерно 10% всего объема производства.
Необходимо обратить внимание, что обычно производители выпускают
сливные бачки на большее количество комплектов, и рассматривают их как
запасные. Замечено, что сливной бачок гораздо больше подвержен риску
быть разбитым (полностью или частично) или сломанным, нежели унитаз.
Незначительную
долю рынка занимают унитазы, комплектуемые инсталляционными системами. В
инсталляционной системе бачок изготавливается не из керамики, а чаще из
пластика или металла, причем изготавливается только на основании
функциональных характеристик изделия, без учета эстетической
составляющей, так как в конечном счете вся система будет «спрятана» за
фальшстеной или перегородкой, а наружу будет выведена только клавиша
(кнопка) слива. Основное преимущество, которое дает размещение унитаза с
инсталляционной системой - экономия пространства. Глубина некоторых
инсталляционных систем не превышает 10 см. При установке такого
оборудования задняя стенка санузла передвигается на 12-15 сантиметров, в
то время, как унитаз с бачком «крадет» не менее 30 см площади санузла.
Чаще потребителями такой продукции выступают корпоративные потребители -
кафе, рестораны, кинотеатры, торговые и развлекательные центры. В
России в настоящее время производится довольно незначительное количество
такого рода унитазов, которые комплектуются зарубежными
инсталляционными системами таких марок, как Olivera, Oliver
International, GROHE, Geberit и др.
Широкое распространение в
последнее время получили умывальники, встраиваемые в тумбочку или
умывальный стол. Часто представители фаянсовых заводов заключают
договора с крупными производителями мебели и начинают в тандеме
выпускать умывальники, комплектуемые тумбочкой.
Такие изделия,
как биде, имеют довольно невысокую популярность в России в настоящий
момент. Прежде всего, это обусловлено отсутствием у россиян традиции
использования биде, и, как следствие, наличием стандартов строительства
жилых помещений, санузел которых не рассчитан для установки данного
санизделия. Тем не менее, постепенно биде начинает появляться в
квартирах и загородных коттеджах класса люкс и премиум. Этим же
приспособлением начинают укомплектовывать возводимые или перестраиваемые
с повышением статуса гостиницы, преимущественно, принадлежащие крупным
мировым сетям: «World Leading Hotels», «Radisson», «Holiday Inn» и др.
По данным исследования Рынок санитарно-керамических изделий